Какую роль играет фигура человека в детском рисунке
Ни для кого не секрет, что рисование является одним из самых любимых детских занятий. Рисунки детей разных национальностей и социальных групп обладают удивительной схожестью на всех этапах естественного хода развития рисования, что еще раз доказывает факт психобиологического единства всего человечества. Взрослея и постепенно перенимая взрослый опыт, ребёнок переходит к визуальному реализму, но до этого момента детский рисунок остается естественным выражением мыслей и чувств.
Дети изображают предметы и явления не так, как это делают взрослые. Подсознательно ребёнок стремится передать не столько форму, сколько содержание изображаемого предмета, что даёт нам право говорить о психологической интерпретации детского рисунка. Таким образом, рисунок можно рассматривать скорее как психическую реальность, нежели простые зрительные наблюдения.
Рисунок может поведать о многом, нужно только правильно расшифровывать скрытую в нём информацию. Излюбленным предметом рисования ребенка является человек. Существует мнение, что спонтанный рисунок ребёнка представляет собой своего рода автопортрет. Но это не совсем так. Не отягощённый внутренними тревогами ребёнок чаще всего изображает не себя, а других людей либо общую концепцию человечества.
Мир настолько поглощает малыша, что он забывает себя, растворяясь в окружающем его пространстве. Эта теория частично подтверждается тем, что рисунки хорошо адаптирующихся детей обладают удивительной схожестью, тогда как рисунки детей с эмоциональными нарушениями могут разительно отличаться. Отличия легко объясняются тем, что у каждого «проблемного» ребенка имеется свой тип эмоционального расстройства.
Такие рисунки всегда персонализированы, то есть собственное «Я» на них является одной из ключевых фигур. Поскольку концепция индивидуальности неразрывно связана с восприятием собственного тела, способ изображения его отдельных частей может указывать на разные аспекты внутреннего эмоционального состояния. Маленькие фигурки, расположенные в нижних углах листа обычно рисуют тревожные и неуверенные в себе дети с мнительным характером. Рисунки же уверенных и хорошо адаптирующихся детей отличаются своего рода размахом и открытостью.
Отсутствие рук может свидетельствовать о застенчивости, пассивности и замкнутости. Маленькие фигурки, у которых отсутствуют руки, чаще всего указывают на неспособность постоять за себя. Рисуя человека, дети дошкольного возраста обычно изображают его того же пола, к которому принадлежат сами. Предпочтения изображать людей другого пола может указывать на возможную путаницу половых ролей либо трудности принятия таковых в соответствии с биологическим полом. На спутанность половых ролей также могут указывать придание фигурам черт, свойственных противоположному полу.
Изображения людей, на которых человеческая фигура представляется разбросанной по листу считается серьёзным отклонением, которое может указывать на личностную дезорганизованность. Жёсткие или роботоподобные фигуры свидетельствуют об эмоциональной незрелости, склонности к стереотипному поведению. Многократно перечеркнутые, «безобразные», а также чрезмерно заштрихованные фигуры и предметы являются явным признаком тревожности и неуверенности.
Отсутствие на рисунках человека также является отклонением. Такие изображения свойственны детям с проблемами в межличностных отношениях. На внутреннюю тревогу и неудовлетворенность указывают бесплодные пустые пейзажи, тёмные облака, закрашенные солнце и окна домов. Рисунки детей с эмоциональными нарушениями следует отличать от рисунков детей с нарушениями неврологическими. Для вторых характерно отсутствие планирования, небрежность, беспорядочность, циклическое повторение одних и тех же действий, слабый контроль над карандашом или другим инструментом рисования. Также дети с неврологическими нарушениями часто испытывают сложности при копировании геометрических фигур.
При оценке рисунка следует учитывать возраст и уровень интеллектуального развития ребёнка. Бессмысленная мазня совершенно нормальна для трёхлетнего ребёнка, но в пять лет это уже рассматривается как отклонение. Пропуск кистей рук, стоп также является нормой для детей до шести лет. Отсутствие общего реализма характерно для детей до девяти лет. И только с девяти лет в рисунке всё настойчивей должны проявляться стремления к реализму, ведь именно в этом возрасте нормально развивающийся ребёнок пытается нарисовать именно то, что он видит.
Основы анализа детских рисунков
Какую информацию можно получить, взглянув на детский рисунок?
Тайна детского рисунка - интерпретация цвета
Как «прочитать» рисунок ребёнка?
Советы юному акварелисту